ПОСЛЕДНЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ЦЕРКОВНОГО ГОДА – День ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ – ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЧНОСТИ

20 ноября в последнее воскресенье церковного года Евангелическо-Лютеранская церковь отмечала День поминовения усопших – Воскресенье вечности. В нашем Кафедральном Соборе в это воскресенье проповедовал епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской России Андрей Джамгаров.

В последнее воскресенье церковного года лютеране вспоминают о Последнем Суде и о тех, кто от нас ушел в мир иной. В литургии этого дня рассуждают о тайне жизни и смерти, читают отрывки из Священного Писания, говорящие о Страшном Суде и Воскресении, зажигают в память умерших свечи. Во время литургии верующие вспоминают ушедших близких, думают о бренности жизни и втором пришествии Христа во славе.

Белый литургический цвет в этот день – символ света жизни после смерти. Евангелическая богослужебная книга предполагает отдельное дополнительное раннее или вечернее богослужение для поминовения усопших в тех общинах, в которых это принято. В некоторых местах в этот день лютеране посещают на кладбищах могилы своих близких. (Это, конечно, каждый может делать и в любое время, когда захочет.) Поминовение усопших членов общины существовало с самого начала христианства. В принципе, день поминовения усопших можно отметить в любой день. На такой день существуют отдельные евангельские чтения и молитвы.

Смысл дня поминовения усопших в том, что мы остаёмся связанными с умершими в одной общине верующих. На богослужении читают список прихожан, умерших за прошедший год. Но из-за того, что в течение долгого времени почти нельзя было похоронить человека по церковным канонам, на богослужении зачитываются также имена тех, КТО НЕ БЫЛ ПОГРЕБЕН ЦЕРКОВНО. Таким образом, на богослужении молятся и о тех, кто умер в отдаленном прошлом. Чтение такого списка не должно быть центром богослужения, а совершаться как последствие вести о том, что мы все имеем вечную жизнь во Христе.

Когда лютеране поминают умерших или вообще молятся, они должны помнить слова псалма: “Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое.” (Пс. 89,12) Таким образом, мы думаем и о нашей собственной смерти и благодарим Бога за то, что Он дарует нам и нашим умершим ближним Воскресение через Христа.

Лютеране уверены, что умершие во Христе братья и сестры по смерти находятся во власти Самого Бога. Поэтому они после погребения не нуждаются в человеческих молитвах. Мы совершаем лишь их поминовение, включающее в себя воспоминание, благодарность Богу за дарованную усопшему жизнь и благодать, а также упование на грядущую встречу в Царствии небесном.

Благодаря своей многоплановой и очень важной вести, Последнее воскресенье церковного года носило в разные времена разные названия:

  • Воскресенье усопших – смерть является дня нас ощутимой внешней границей жизни, последним, что происходит в жизни человека.
  • Воскресенье вечности – человек с благодарностью встречает каждый новый день жизни, находя в нем свое утешение, когда страх перед смертью овладевает им.
  • Воскресенье о Судном дне напоминает людям последнее слово Бога, которое Он произнесет в конце времен.

Последнее воскресенье церковного года – в один прекрасный день наступит последний день и в нашей жизни. Отведенный нам жизненный путь становится с каждым днем короче. Поэтому нам следует жить по принципу, что сегодня – первый день остатка жизни.

Праздник всех святых и День поминовения усопших сохранили свое значение в христианстве как высокие праздники. Неслучайно они находятся в конце цикла событий церковного года, указывают на его завершённость. Церковный календарь также поясняет, что смерть – это не конец духовной жизни. Вскоре последует следующий цикл: Адвент и Рождество, которые символизируют новое начало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *