Трагикомедия в двух действиях
Действующие лица
- Марина
- Фрида Моисеевна
- Лариса Пинчук, экскурсовод
- Светлана Петровна Белова
- Глафира, внучка Светланы Петровны
- Рута
- Регина Брониславовна, мать Руты
- Алмаз Акчурин
- Тарас Дидусь
- Инна
- Альбина, водитель автобуса
- Пассажир с багажом
Автобусная остановка. Стоит микроавтобус «Газель» с открытой дверью. Водитель Альбина нервно протирает окно кабины. Возле микроавтобуса стоит экскурсовод Лариса. В руке у нее громкоговоритель.
Лариса. Уважаемые москвичи и гости столицы! Москва – это удивительный город. И если вы у нас впервые, приглашаю вас на маленькую экскурсию по столице.
Уходит в правую кулису продолжая говорить.
Все персонажи под музыку выходят из кулис.
К микроавтобусу подходит мужчина с большим чемоданом и рюкзаком.
Пассажир с багажом (останавливается возле «Газели», ставит вещи на землю. Достает из кармана платок и вытирает им лоб). Фу, успел… (Берет в руки вещи и пытается войти в автобус).
Альбина. А куда это вы с багажом? Это – экскурсионный автобус.
Пассажир с багажом. Понятно, что экскурсионный, едрен батон!
Альбина. А раз понятно…
Пассажир с багажом (перебивает водителя). Да ты не горячись, милая!
Альбина. Что вы себе позволяете? Какая я вам милая?
Пассажир с багажом. Милая, добрая, чуткая! Ты пойми, я – пассажир транзитный. У меня поезд вечером на севера.
Альбина. Так вы в камеру хранения багаж сдайте.
Пассажир с багажом. Да пока я по вокзалам мотаться буду, то ничего кроме метро в белокаменной увидеть не успею.
Альбина. А что на «северах» без этого никак?
Пассажир с багажом. Ты зря, милая, издеваешься. Думаешь только вы, москвичи толк в красоте имеете? Вот ты, например, в Крыму была?
Появляется Марина. Она стоит несколько в стороне, но внимательно прислушивается к разговору. Появляется Лариса.
Альбина. В нашем автобусе нет багажного отделения…
Пассажир с багажом (перебивает Альбину). По глазам вижу, что не была. А я прямиком из Крыма! Весь отпуск по полуострову проездил. Наш ведь Крым! Наш, понимаешь?
Альбина. Не надо меня агитировать…
Пассажир с багажом. Вот так вдоль и поперек! А города какие: Севастополь, Керчь, Судак, Контебель!
Лариса (поправляет). Коктебель…
Пассажир с багажом. Он самый. Там еще поэты отдыхать любили. Еще до революции.
Лариса. Волошин, Гумилев…
Альбина. Цветаева…
Пассажир с багажом. Я ж говорю, что умницы, все знаете…
Появляется Тарас. Подходит к стоящей поодаль Марине.
Тарас (Марине). Ты, дочка, на экскурсию последняя?
Марина. Нет. Я… просто. Я просто… (Отходит подальше от Тараса.)
Тарас. Странный народ эти москвичи… (Экскурсоводу.) Девушка, а сколько билет на экскурсию стоит?
Лариса. Тысяча рублей.
Тарас. Тысяча рублей? Это ж (Делает какие-то расчеты в уме) Это ж почти пятьсот гривен! Дорого…
Пассажир с багажом. Не дороже денег, товарищ! (Ларисе)Ну, что, пустишь меня, ласточка?
Лариса (машет рукой). Да идите уже! Только в салоне все аккуратно поставьте. Чтобы другим ваши вещи не мешали. Автобус ведь экскурсионный…
Пассажир с багажом. Все будет окей! (Заносит вещи в салон.)
Лариса (Тарасу). Вы на экскурсию?
Тарас. Та вроде того… Тильки дорого…
Появляются Рута и Регина Брониславовна.
Рута (Тарасу). Мужчина, разрешите пройти!
Тарас. Так я же туточки стою…
Рута. Стойте на здоровье, а нам пройти нужно. (Ларисе) Девушка, а сколько часов продлится экскурсия?
Лариса. Три часа с остановками. Мы познакомимся с основными достопримечательностями города…
Рута (перебивает). Спасибо. Мама, садитесь поближе к водителю, здесь не так укачивает.
Проходит в салон с Региной Брониславовной. Пассажир с багажом распихивает свои вещи по салону, напевая песенку: « Конфетки-бараночки, словно лебеди саночки…»
Лариса (в громкоговоритель). Дорогие москвичи и гости столицы! Москва – это удивительный город. И если вы у нас впервые, приглашаю вас на увлекательную экскурсию по столице.
Тарас (Марине). Дорогой город Москва. Стакан чаю – сто рублей! Это ж если в гривнах, то за такие гроши у нас два дни прожить можно… Слышь, доча, у вас туточки кипяток на вес золота!
Марина испуганно пятится от Тараса.
Тарас (Марине). Да ты чего?..
Лариса (Тарасу). Так вы едете?
Тарас. Та почекай.
Лариса. Я-то почекаю, а автобус ждать не будет.
Решившись ехать Тарас заходит в автобус. Появляется Алмаз.
Алмаз. Кого ждать не будете? Боевого офицера, без пяти минут генерала? (Экскурсоводу.) Честь имею, барышня, Алмаз Акчурин собственной персоной!
Алмаз галантно целует ей руку.
Лариса (обескураженно). Лариса… Лариса Петровна.
Алмаз. Это здесь обзорная экскурсия по столице нашей Родины?
Лариса. Это здесь. Проходите, пожалуйста. (Алмаз достает портмоне) Проходите. Оплата в салоне.
Алмаз заходит в салон автобуса.
Алмаз. Какие люди! Всем привет! Дамы (Кланяется Руте и Регине Бронеславовне. Подходит к Пассажиру с багажом, который держит на руках свой огромный рюкзак) А ты чего в сумку вцепился? Здесь не церковь-не ограбят. (Сам громко смеется своей шутке. Садится неподалеку от Пассажира с багажом) Да ты рядом ее поставь.
Рута (возмущенно вмешивается в разговор) А вдруг здесь кто-то сядет?
Алмаз. Вдруг бывает только (Понижает голос)пук… (Кланяется в сторону Руты и Регины Брониславовны)Дамы… (Пассажиру с багажом)Короче сам знаешь, что бывает.
Пассажир с багажом (ставит рюкзак в проходе). Слышь, друг, я покемарю чуток. А то всю ночь с мужиками в поезде гудели. Храпеть буду-толкни.
К автобусу подходит Фрида Моисеевна. Она деловито осматривает автобус, сверяет его номер с тем, что записан в ее записной книжке. Появляется Водитель.
Альбина. Все сходится, дорогая?
Фрида Моисеевна. Да, автобус тот… (Водителю) Это экскурсия от фирмы «Ковчег»?
Альбина. Совершенно верно, «Ковчег». Проходите, нам ехать пора.
Фрида Моисеевна заходит в автобус.
Фрида Моисеевна. Всем доброго дня, товарищи.
Алмаз. О, нашего полку прибыло! (Показывает на пустое кресло возле себя) Присаживайтесь. Может к окну лучше?
Фрида Моисеевна. Не стоит беспокоиться. Мне и от сюда все будет прекрасно видно… (Садится рядом с Алмазом. Раскланивается с Региной Брониславовной и Рутой)
Лариса (разговаривает по телефону). Да, хорошо, еще минут пять мы вас подождем. Вы сейчас где? Ой, что вы, вы за пять минут не успеете! Хорошо, ждем шесть минут.
Альбина. Когда едем, Лариса Петровна?
Лариса. Альбинчик, еще пять минут…
Альбина (ворчит). Пять, потом еще пять… Потом в пробку попадем… (Возвращается на водительское место)
К автобусу подходит Инна. Молча заходит в салон и садится на свободное место.
Альбина (кричит с водительского места). Едем или не едем?
Лариса (Марине). Девушка, вы едете?
Марина. Я думаю… Может на другом поеду…
Лариса. А что тут думать? Других автобусов не будет. Мы и так из графика выбились.
Алмаз(Марине). Садись, красавица, скорей! Не задерживай честную компанию. Тут для тебя прямо как по спецзаказу место свободное есть. Садись, не пожалеешь!
Марина. Да уж… Значит судьба… (Заходит в автобус и садится на свободное место.)
Лариса (водителю). Едем, Альбинчик!
На площади появляются запыхавшаяся Светлана Петровна и ее внучка Глафира.
Светлана Петровна (кричит). Подождите! Минуточку!
Лариса. Наконец-то!
Светлана Петровна. Бога ради, извините… Извините… Москва… Столько впечатлений…
Глафира (ворчливо) По магазинам меньше ходить надо было…
Светлана Петровна(Глафире). Глашенька, что ты такое говоришь?
Лариса(Светлане Петровне). Садитесь, пожалуйста.
Светлана Петровна и Глафира торопливо заходят в автобус.
(Водителю)Едем, Альбинчик!
Альбина (ворчит). То ждем, то едем…
Раздается звук заводящегося двигателя. Светлана Петровна и Глафира ищут места в автобусе.
Светлана Петровна (Инне). Девушка, вы не могли бы оказать нам любезность…
Инна отрешенно смотрит в окно и не отвечает.
Светлана Петровна. Девушка…
Инна. Что?
Светлана Петровна. Простите великодушно, вы не могли бы пересесть на другое место? Мы тут вдвоем с внучкой. Нам бы рядом, если можно?
Глафира (Инне). Не нужно, мы и отдельно посидим.
Светлана Петровна. Глаша…
Глафира. Я уже не маленькая, бабуля. Я могу от тебя хотя бы в автобусе отдохнуть?
Светлана Петровна. Глашенька… (Инне.) Не слушайте ее, ребенок, что с нее взять.
Инна. Ничего, мне не сложно. Садитесь.
Инна поспешно встает.
Светлана Петровна (Инне). Спасибо вам, вы так любезны!
Инна. Ерунда (Подходит к свободному месту возле Пассажира с багажом, который сладко спит)
Алмаз (услужливо встает. Инне). Девушка садитесь на мое место, здесь вам лучше видно будет…
Инна. Ерунда. (Садится рядом с пассажиром с багажом.)
Алмаз. Лаконично… (Возвращается на свое место)
Пассажир с багажом раскатисто храпит.
Светлана Петровна. О, Господи…
Глафира. Прикольно.
Пассажир с багажом продолжает храпеть.
Светлана Петровна. Это можно как-то прекратить?
Алмаз. Желание дамы – закон для офицера! (Толкает Пассажира с багажом в бок. Храп мгновенно прекращается.)
Светлана Петровна. Слава Богу! (Алмазу.) Благодарю вас, офицер.
Алмаз. Честь имею, Алмаз Акчурин собственной персоной! (Целует руку Светланы Петровны через сидящего рядом Якова Моисеевича)
Светлана Петровна. Светлана… Светлана Петровна.
Фрида Моисеевна. Пожалуй, я воспользуюсь вашим предложением, молодой человек и пересяду. Вам так удобней будет… (Они меняются местами.)
Глафира. Прикольно…
Лариса. Дорогие друзья! Мы приветствуем вас на автобусном экскурсионном маршруте туристического агентства «Ковчег». Нашего водителя зовут Альбина, меня – Лариса Пинчук. Группа наша небольшая и я предлагаю познакомиться. (Обращается к Регине Брониславовне). Пожалуйста…
Регина Брониславовна. Я?
Лариса. Да, вы, представьтесь пожалуйста.
Регина Брониславовна. Меня зовут Регина. Регина Брониславовна.
Лариса. Спасибо.
Рута. Меня зовут Рута.
Регина Брониславовна. Моя дочь.
Рута. Мама, это никому не интересно…
Тарас. Меня зовут Тарас Дидусь.
Глафира. Прикольно.
Светлана Петровна. Меня зовут Светлана Петровна, а это моя внучка Глаша…
Глафира (перебивает). У меня тоже язык есть.
Алмаз. Не может быть!
Глафира высовывает язык в сторону Алмаза.
Алмаз. Полковник в отставке Алмаз Акчурин!
Фрида Моисеевна. Фрида Моисеевна. Эскулап.
Тарас. Это что фамилия такая?
Фрида Моисеевна. Нет, профессия, молодой человек.
Лариса (обращается к Инне). А вы?
Инна (вздрагивает). Что я?
Лариса. Вас как зовут?
Инна. Инна.
Лариса. Познакомиться с вашим соседом нам вряд ли удастся…
Алмаз. Не трогайте, пусть человек отдохнет.
Лариса (обращается к Марине). Ваша очередь, девушка.
Марина. Может еще и паспорт показать?
Лариса. Паспорт не нужно. Не хотите говорить, ваше право. Вот и
познакомились. Теперь вы знаете как зовут ваших соседей. Группа наша небольшая,
вместе с водителем и со мной нас двенадцать человек. Москва — древний город с
богатой историей, поражающий многообразием достопримечательностей и интересных
мест. Не только туристы, но и коренные москвичи, прожившие здесь не один
десяток лет, не могут сказать, что они досконально знают столицу.
Говорить о Москве можно часами, но я хочу познакомить Вас с этим замечательным городом лично. Вы
убедитесь, что у Москвы для нас ещё много историй и что этот город может
влюбить в себя кого угодно: и детей, и взрослых, и перед тем как начнется
незабываемая экскурсия я напомню главные правила…
Алмаз (перебивает экскурсовода). Главное, чтобы народ не узнал про закрома!(Заливисто смеется. Женщины смотрят на него с осуждением.)
Глафира. Прикольно. Жги, дядька!
Светлана Петровна. Глаша, прекрати…
Рута (Алмазу). Перестаньте провоцировать ребенка. Вы же видите, что у нее пубертатный период!
Фрида Моисеевна (Руте). Приятно видеть коллегу. Я хирург, а вы?
Рута. Реаниматолог.
Алмаз. Ну не тургруппа, а прям военно-полевой госпиталь.
Светлана Петровна. Товарищ полковник…
Алмаз (перебивает ее). Никаких званий и регалий! Доя вас, прелестная дама, Алмаз. Просто Алмаз.
Лариса. Итак, правила эти просты – не вставать и не ходить по автобусу во время
движения, не отлучаться на остановках, не предупредив экскурсовода, при посадке
занимать только свое место, не курить в автобусе, не отвлекать водителя во
время его работы вопросами.
Альбина (кричит во весь голос). Ну, что апостолы, полетели?!!
Звучит музыка.
***
Остановка. Все пассажиры выходят из автобуса. В автобусе остаются Пассажира с багажом и Альбина. Альбина протирает стекло, потом перекусывает.
Лариса. Уважаемые господа. Прошу всех подойти ближе, чтобы меня было хорошо слышно.
Часть группы подходит к Ларисе.
Что такое зодиакальная карта Москвы и какие тайные магические знаки скрыты в архитектуре столицы? Кого стоит бояться сильнее — призрака Салтычихи или чернокнижника Брюса, который жил в ныне разрушенной Сухаревой башне? А также кто скрывается в дремучих подземельях странноприимного дома Шереметьева и чей образ является пациентам клиники Склифосовского перед смертью — расскажу чуть позже. Надеюсь, что вы боитесь призраков. А сейчас у вас есть время, чтобы … походить, размяться и (Смотрит на часы.) через десять минут жду вас в автобусе.
Туристы разбредаются по группам – Алмаз, Светлана Петровна, Глафира; Рута и Регина Брониславовна; Инна уходит в сторону за кулисы, Фрида Моисеевна и Тарас.
Светлана Петровна (Глафире). Глафира, ты куда?
Глафира. Размяться. Сказали же…
Светлана Петровна. Не отходи далеко, так, чтоб я тебя видела.
Глафира (ворчливо). Хорошо. (Уходит в левую кулису, а потом незаметно пробирается в автобус и прячется за огромной сумкой, которая стоит в конце автобуса.)
Светлана Петровна. Нет, вы только на нее посмотрите! Во всем свой характер нужно показать. Ну, вот куда она пошла?
Алмаз. Вы так не волнуйтесь, девочка взрослая…
Светлана Петровна. Это она с виду такая взрослая, а по сути совсем еще ребёнок. (Ищет взглядом Глафиру).
Алмаз (предлагает руку
Светлане Петровне). А давайте мы тоже разомнемся. Если все время работать и никогда не отдыхать, можно
стать самым богатым человеком… на кладбище.
Светлана Петровна. Вам бы все шутить… Я ее не вижу…
Алмаз. Стойте здесь и наблюдайте, а я – мухой (Убегает).
Фрида Моисеевна (Тарасу). А вы, молодой человек, прямо из самой Украины?
Тарас. Да не такой и молодой…
Глафира крадучись пробирается в салон и прячется среди больших сумок.
Фрида Моисеевна. Не скромничайте. Я врач – мне виднее. Вы из какой части Украины?
Тарас. Я из Счастья.
Фрида Моисеевна. А это где?
Тарас. Город Счастье до военных действий относился к Жовтневому району Луганска, а сейчас находится фактически на линии разграничения.
Фрида Моисеевна. Так у вас там стреляют?
Тарас. Бывает, что и стреляют…
Фрида Моисеевна. Ужас! А нам не пора в автобус?
Тарас. Можно.
Оба заходят в автобус.
Рута. Мама, как вы себя чувствуете?
Регина Брониславовна. Прекрасно, девочка моя! Все так интересно. Люди – замечательные.
Рута. А как экскурсия? Ты не устала?
Регина Брониславовна. Рута, солнышко, ты так все замечательно спланировала! Все очень познавательно! И я ничуть не устала. Может еще пройдемся?
Рута. Твое сердце нужно беречь. Пойдем лучше в автобус.
Обе заходят в автобус. К Светлане Петровне подбегает запыхавшийся Алмаз. В руке у него букет цветов.
Алмаз (протягивает цветы Светлане Петровне). Это вам…
Светлана Петровна (смущенно). Ну, что вы, это – лишнее… (Берет цветы.) Спасибо, офицер…
Алмаз. Просто Алмаз. Для вас я – Алмаз! (Смеется своей шутке.)
Светлана Петровна. А вы Глафиру не видели?
Алмаз. Она, наверное, уже в автобусе. (Предлагает руку Светлане Петровне). Пройдемте…
Оба заходят в автобус. В автобусе все начинают есть. Тарас режет сало и предлагает его Фриде Моисеевне.
Тарас. Угощайтесь. Из самого Счастья.
Алмаз. Господа-товарищи! Я так понимаю, что наша экскурсия плавно перетекает в пикник на обочине? В таком случае предлагаю тост! Стаканы ко мне!
Алмаз достает коньяк и разливает его по пластиковым стаканам, которые ему передал Тарас.
Тарас. А вот сало настоящее с Украины!
Всем предлагает сало. В это время в салон быстро входит Инна. Алмаз машинально подает ей стаканчик с коньяком. Она слышит слова Тараса.
Инна. Жри его сам, бандеровская морда!
Выплескивает коньяк в лицо Тараса, садится на свое место и демонстративно смотрит в окно. Неловкая пауза.
Алмаз. Ну, вы это слишком…
Фрида Моисеевна. То, что человек приехал с Украины не значит, что он бандеровец! И что за манера унижать человека по национальному признаку! Тогда меня назовите – жидовская морда!
Алмаз. По этому поводу есть анекдот! Чем бандеровец отличается от еврея? У бандеровца обрез на боку.
Никто не смеется.
Светлана Петровна. Никто мою Глафиру не видел?
Алмаз (протягивает Светлане Петровне стаканчик с коньяком.) Так еще не все собрались. Выпейте тридцать капель…
В салон впархивает Лариса.
Лариса. Все в сборе? Посмотрите, пожалуйста, на своих соседей. Альбинчик, нам пора ехать.
Светлана Петровна (вскакивает с места). Подождите, как ехать? Моей внучки нет! (Обращается к группе). Товарищи, кто видел мою внучку Глафиру?
Падает на место и рыдает. Члены группы оглядываются по сторонам и вразнобой отвечают «Нет», «Не видел» и т.п.
Лариса (обращается к Марине, которая по-прежнему стоит возле автобуса) А вы девочку не видели? (Подходит к Марине.) О чем вы все время думаете? Вам неинтересно?
Марина. Интересно… А я все время думаю. Вас это удивляет?
Лариса. Нет, но…
Марина. Никаких «но», в автобус, так в автобус.
Лариса. Хорошо…
Обе заходят в автобус.
Марина. Минуточку внимания! У меня есть что вам сказать!
Достает из кармана гранату. Общий вскрик в салоне.
Всем оставаться на местах! (У Светланы Петровны звонит телефон.)
Не отвечать! Всем сдать телефоны! (Подает Ларисе пакет.) Собери телефоны! Быстро!!!
Лариса собирает телефоны и отдает пакет Марине. И вдруг в гробовой тишине раздается голос Глафиры: «Папа, миленький, спаси! Нас убивают!!!». Марина бежит в хвост салона и из груды вещей вытаскивает плачущую Глафиру.
Светлана Петровна. Глаша, девочка моя! (Прижимает к себе Глафиру) Ну, что ты со мной делаешь!
Алмаз (приподнимаясь с места). Все хорошо, что хорошо кончается…
Марина (перебивает Алмаза). Никому не двигаться! Оставаться на местах! (Глафире) Телефон!
Глафира (отдает телефон). Тебя все равно поймают! Знаешь, кто мой папа?!!
Марина (подходит к авансцене. Зрителям повелительно). Слушать сюда!!! (Поворачивается к туристам.) А к вам это не относится?
Все члены группы разворачивают стулья к зрителям в одну линию.
Марина. Я буду говорить, а вы слушайте и не перебивайте! Это понятно? Я спрашиваю, это понятно?
Хорошо, что понятно… Меня зовут Марина, я – родом из… (Пауза.), неважно откуда. Из маленького городка.
У нас был завод, весь город работал на нем. И вся моя семья работала, отец, мать, я сама… А потом его обанкротили.
Светлана Петровна. Так бывает не только в вашем городе…
На нее шикают: «Не перебивайте!!!»
Лариса. Говорите, Марина…
Марина. Мой отец погиб из-за несчастного случая на заводе. Технику безопасности видите ли он нарушил. Короче сам виноват. А какая техника! Завод разворовывали, не до техники безопасности… После этого у мамы случился инфаркт. Скорая ехала полтора часа, не успели спасти…
Я боролась… пыталась отстаивать законные права, но все было бесполезно. И со временем я остался одна, товарищи отступили не веря, что они смогут что-то изменить. Муж ушел, детей нет. Разве это жизнь?
Рута. Но так живут все…
На нее шикают: «Не перебивайте!!!»
Лариса. Говорите, Марина…
Марина. Нет, так живут бедные люди во всех уголках России. Но есть Москва, жирная, богатая, лучший город земли! Какое вам дело, сытым и счастливым до тех, остальных, кто выживает в маленьких городах, разбросанных по необъятной России! Зачем вам чужая боль, проблемы?
Рута. И вы решили отомстить?
На нее шикают: «Не перебивайте!!!»
Марина. Называйте это местью. Да, я решил отомстить вам, сытым и безразличным москвичам!
Рута. Послушайте, но причем здесь мы? Мы – такие же приезжие, как и вы!
Марина. Ну, да, я-не-я и лошадь не моя!
Регина Брониславовна. А причем тут лошадь?
Рута (кричит). Молчите, мама!
Фрида Моисеевна(Руте). Тише, девочка. Марина… как вас по отчеству?
Марина. Просто Марина.
Фрида Моисеевна. Хорошо, пусть будет без отечества. Марина, если я правильно поняла вы всех нас приговорили к… смерти?
Светлана Петровна (кричит). Ребенка пожалейте!!!
Фрида Моисеевна. Пожалуйста, не кричите. Если это так, то мы имеем право на последнее слово. Вы же не станете это отрицать?
Марина. Не понимаю. Объясните.
Алмаз.
Судья обращается к подсудимому: «Подсудимый, ваше последнее слово.
– Апчхи!
– Будьте здоровы. Оглашается смертный приговор»…
Фрида Моисеевна. Господин офицер, ваши шутки сейчас неуместны!
Тарас. Отчего же? Смишно…
Марина. Все, дискуссия окончена!
Фрида Моисеевна. Подождите! Марина, вы же не злодейка, вы – борец за справедливость, так будьте справедливы до конца. Ведь… Товарищи, что вы молчите? Поддержите меня!
Инна. После окончания прений сторон председательствующий предоставляет подсудимому последнее слово.
Марина. Сама придумала?
Инна. Нет, уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Марина. Юрист?
Инна. Юрист.
Фрида Моисеевна. Марина, мы просим вас лишь о последнем слове.
Лариса. Марина, пожалуйста…
Светлана Петровна. Умоляю, проявите милосердие, отпустите ребенка!
Марина. Тихо! Я буду думать… (Отходит в сторону)
Альбина (негромко Ларисе). А эта докторица дело говорит. Девчонка успела отцу позвонить и нас скоро освободят. Но нужно потянуть время.
Лариса (шепотом Регине Брониславовне). Нужно тянуть время…
Регина Брониславовна. Что тянуть, деточка?
Рута. Мама, тише. Я поняла. (Светлане Петровне негромко.) Готовьте последнее слово и передайте по цепочке…
Светлана Петровна поворачивается к Алмазу.
Глафира. А я что не считаюсь? Меня, между прочим, тоже убить хотят!
Рута. Не шуми, готовь речь.
Светлана Петровна (Алмазу). Алмаз…
Алмаз (шепотом перебивает ее). Не нужно лишних слов… (Поворачивается к Тарасу.)
Тарас. Нэ дурный, зрозумив…
В это время на свое место возвращается Марина. Пауза.
Марина. Хорошо, я согласна. Только не долго. Начинайте. Кто?
Тишина.
Марина. Молчите? Сказать нечего?
Рута (встает). Я скажу. Меня зовут Рута. По национальности я – литовка.
Марина. А национальность не имеет значения…
Инна (перебивает Марину). Никакие вопросы к подсудимому во время его последнего слова не допускаются. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Марина. Поняла… Продолжай.
Рута. Наверное, вы правы, в моем случае национальность значения не имеет. Просто по-литовски Рута – это цветок. Так меня назвали родители. И они хотели для меня самого лучшего. Мне дали медицинское образование. Все было хорошо пока не умер папа. Это был рак, и мы не смогли его спасти. Мы остались вдвоем с мамой. Работа у меня была, но за нее платили крохи. А совсем рядом, можно сказать в шаговой доступности Москва. Красивая, обеспеченная, интересная жизнь, много возможностей. И я решила уехать на работу в Москву. Да, здесь врачам платят реальные деньги! И теперь я могу помогать своей маме.
Регина Брониславовна (плачет). Деточка моя…
Рута. Не плачь, мама, все хорошо. Ты и папа, вы всю жизнь делали для меня все, что могли. Теперь я возвращаю вам хотя бы каплю того добра и любви. Спасибо, что дали возможность сказать это…хотя бы в последний раз. Я люблю тебя, мамочка! (Обнимает Регину Брониславовну. Обе плачут.)
Светлана Петровна. Дайте мне слово! (Встает.)
Марина.Только, пожалуйста, без истерик…
Светлана Петровна. Меня зовут Белова Светлана Петровна. Я родилась и всю жизнь прожила в Риге. Там я закончила университет, вышла замуж за военного. У меня прекрасные дети и дивная внучка Глафира…
Глафира. Спасибо, бабуля…
Светлана Петровна. Передо мной говорила девушка, литовка по национальности. Она сказала, что в ее случае национальность не имеет значения. А в моем случае имеет, так как я русская. Русская и предки мои русские, но мы считаем, считали… своей Родиной Латвию. Мы все родились, выросли и жили у себя дома в Риге. Но потом нам сказали, что мы неполноценные граждане, почти миллион жителей страны! Нас отстранили от участия в выборах, от возможности занимать государственные посты, ввели запреты на профессии!
Такая несправедливость! Нам пришлось бросить все и переехать в Россию. Вы, девушка, (Обращается к Руте.) сказали, что ваша национальность не имеет значения, так вот это потому, что вы живете в России. И здесь не важно какой ты национальности: русский, литовец, татарин…
А вы, Марина, говорите, что с вами обошлись несправедливо. Да если следовать вашей логике, то мне после всего того, что случилось, следовало взорвать себя в центральной ратуше Риги!!!
Алмаз. Сильно сказано. (Целует руку Светланы Петровны.)
Глафира. Теперь моя очередь! Меня зовут Глафира и запомни, гадина (Марине), мой папа тебя из-под земли достанет!!! (Плачет. Светлана Петровна обнимает Глафиру.)
Светлана Петровна (Шепотом Алмазу). Тяните время, говорите…
Алмаз. В юности я говорил: “Жизнь летчика, как платье балерины, легка, изящна, и также коротка”. Сейчас я уже так не думаю. Летчик работает в небе а умирает на земле. Марина, мне нужно кое-что сказать вам наедине (Приподнимается со своего места.)
Марина замахивает руку с гранатой.
Марина. Сидеть!
Алмаз. Сижу, сижу. Тогда скажу с места. Граната-то не настоящая. Я прав?
Марина. Проверить хочешь? (Замахивает руку с гранатой.) Кто еще проверить хочет?
Все с криками отшатываются.
Алмаз. Спокойно. Признаю – был неправ. Я продолжу…
Марина. Все, наболтался. Еще кто будет говорить? А то моего терпения надолго не хватит!
Инна. Суд не может ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого определенным временем.
Марина. Самая умная? (Алмазу). Говори, если есть что сказать по делу.
Алмаз. Алмаз Акчурин – подполковник в отставке, военный летчик – бывший… Акчурин в переводе с татарского означает «соратник, страж, воин или хлебопашец с чистой душой». Так что по своей профессии я вполне соответствую фамилии. Сам я не москвич, я живу в Татарстане. В Москву приехал на Всемирный Конгресс татар.
Марина. Опять Орду собираете?
Алмаз. Зачем собирать. «Стоит в чистом поле Илья Муромец на коне, смотрит вдаль, подскакивает к нему Салават Юлаев и говорит: – Что смотришь-высматриваешь, Илюша?! -Да вот смотрю-где на Руси хорошо!? – Э-э, хорошо, там, где нас нет! Вот я и смотрю где на Руси вас нет!!!
А если серьезно, то Орда принесла в Россию не только «иго», но и почтовую и налоговую систему. Кстати слово «Деньги» – от татарского «тенга». А еще говорят, что хорошо поскреби русского и найдешь татарина.
Марина. Да хоть горшком назови, только в печку не ставь.
Алмаз. Верно, товарищ.
Марина. Все сказал? Садись. А насчет товарища… Нет тут у меня товарищей. Кто ни будь еще будет говорить?
Инна. Я.
Марина. Опять юрист заговорил. Валяй, только покороче и без анекдотов.
Слышен храп пассажира с багажом. Все вздрагивают.
Марина. Кто это?
Лариса. Пожалуйста, успокойтесь. Это товарищ на север едет транзитом…
Марина. Ты что, кукушкой поехала? Это же экскурсионный автобус по Москве. На какой север он едет?
Лариса. Я хотела сказать, что у него вечером поезд на Воркуту. Он – шахтер, возвращается из Крыма… из отпуска. (Храп.)
Марина (Ларисе). Разбуди его! Храпит как свинья!
Тарас. Вирно, товарищ, захапали наш Крым свиньи-москали.
Марина. Ты кого это сейчас свиньей назвал?
Инна. А для них кто не скачет, тот – москаль.
Марина. Скакать любишь? Вперед!
Тарас. Та не то я хотив сказать…
Марина. Выходи! (Тарас выходит на авансцену) А теперь, скачи
Тарас. Та я нэ можу…
Марина(взмахивает рукой, в которой зажата граната) А так можешь?
Тарас неловко подпрыгивает.
Алмаз. В западной Украине разработано сейсмическое оружие под рабочим названием “Кто не скачет, тот москаль”. Во время испытаний отвалился полуостров Крым.
Марина. Веселей, веселей! А речевка где? Не слышу.
Тарас. Кто не скачет, тот москаль, кто не скачет, тот москаль…
Марина. Громче!
Тарас. Я больше не могу.
Инна. Оставьте его… Я хочу сказать свое последнее слово, а он мне мешает.
Марина (Тарасу) Ладно, садись, попрыгунчик.
Тарас (возвращается на свое место). Спасибо, доню.
Инна. Я приехала в Москву из Донецка.
Тарас. Так ты тоже с Украины?!!
Инна. Нет, я из ДНР, Донецкой народной республики. А это давно не Украина.
Марина. Короче, кончай про историю с географией…
Инна. Прошу меня не перебивать. Я очень хорошо знаю, что такое несправедливость. Моя девичья фамилия Миллер. Мой отец был сослан в лагерь Воркуты из-за того, что был немцем. Но он был российским немцем. Его предки перебрались в Россию еще при Екатерине Великой. Они жили в маленьком городке Кенингсхайм в немецкой земле Баден Вюртемберг.
Алмаз. Это они погорячились…
Инна. Тогда в России были времена получше… С тех пор мои предки верой и правдой служили России. Но когда Гитлер напал на Советский Союз… Короче всех немцев тогда обвинили в шпионаже и пособничестве врагу. Всех как врагов депортировали. Отец попал в ВОРКУТЛАГ и работал на шахте. В перестройку всех репрессированных реабилитировали. Вот только одним немцам не вернули их автономную республику. Моя мама – русская. Они познакомились с отцом в Воркуте, куда ее как молодого специалиста распределили после института. Я училась в Москве на юрфаке МГУ. А потом, после смерти папы мы переехали в Донецк. Мама была родом из этого замечательного города – города миллиона роз…
А потом началась война. Я никогда не забуду, как на моих глазах снаряд попал в автобусную остановку. Там не было военных, там были женщины, дети, старики… Я ненавижу Украину… Я никогда не забуду, как мы неделями не выходили из подвала во время артобстрелов. Я, моя мама, муж, сын и рыжий кот, который страшно выл при каждом взрыве.
Я приехала в Москву, чтобы в последний раз увидеть город, где прошли мои лучшие годы и попрощаться с этим навсегда… (Марине.) Послушай, мне нужно вернуться в Донецк. Я записалась в ополчение. Я больше не могу жить и бояться, что тебя не сегодня, так завтра убьют. Я устала прятаться по подвалам. Я буду бороться, а ты, как и те подонки, хочешь меня убить! Убить из-за того, что тебя не поняли, обидели, предали?!! Да кто ты после этого?
Тишина.
Фрида Моисеевна (протягивает Инне бутылку с водой). Пейте. (Тарасу) Вы будете говорить?
Тарас. А что тут можно сказать…
Алмаз. Да уж скажи, сделай милость…
Тарас. Меня зовут Тарас Дидусь. Я родился и вырос в городе Счастье Луганской области. Мой город, мое расстрелянное счастье… Я – не вбывця! Я ни в кого не стрелял, никого не убивал… Хотите я стихотворение прочитаю. Его написал мой тезка – Тарас… Шевченко… «Як помру, то поховайтэ мэнэ на могыли, сэрэд стэпу широкого, на Вкраине мылий…»
Алмаз. Актуально…
Инна. Схороните и вставайте,
Цепи разорвите,
Злою вражескою кровью
Волю окропите.
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте – помяните
Добрым, тихим словом.
Регина Брониславовна. А можно мне сказать?..
Рута. Мама…
Регина Брониславовна. Деточка, поверь, у меня есть что сказать этой барышне. Я, Мариночка, счастливый человек. Наверное, единственный в этом автобусе. У меня все хорошо. Я почти сорок лет проработала воспитателем в детском саду. Я – ветеран педагогического труда. Всю жизнь с детишками… Наверное и сейчас бы еще работала, но врач сказал, что нельзя. Шум вызывает резкие перепады давления. Вот я теперь дома сижу, на пенсии. Пенсия маленькая, минимальная. Но мне хватает на самое необходимое… Руточка мне помогает, она хорошая дочь. А летом я собираю грибы, они растут прямо возле моего дома. Представляете, сыроежки и кобылки, много шампиньонов… После дождя прямо возле тротуара белые шляпки то тут, то там… Красота.
Фрида Моисеевна. Нельзя грибы в городской черте собирать, это вредно.
Регина Брониславовна. А я с молитвой. Боженька все видит и сохраняет меня от всякого вреда и опасности…
Алмаз. Не много тебе, мать, для счастья надо.
Регина Брониславовна. А для счастья много не надо. Надо, чтобы солнышко светило, птички пели, детки росли…
Светлана Петровна (с рыданием в голосе). Марина, вы же не зверь! Побойтесь Бога, отпустите ребенка!!!
Альбина. Дайте мне сказать. Я тут, наверное, одна москвичка. Сытая и счастливая, как ты сказала. Так вот живу я в коммуналке в районе Капотни. Не знаешь, что такое Капотня? И не надо знать. По доброй воле к нам мало кто приезжает, ну разве что любители индустриальных пейзажей. Они снимают трубы нефтеперегонного завода и ТЭЦ, а потом выкладывают в соцсети, собирают лайки и комментарии. Любоваться всем этим можно – вот только не жить здесь. Жильцы бросают пакеты с мусором на лестничных клетках, мусорят в лифте, грызут семечки и плюют на панель домофона. Под окнами дома ночью часто стоят пьяные крики и мат. (Марине.) Я и сама скоро стану таким же быдлом… Ты это называешь счастливой жизнью?
Лариса. Не правда. Биночка, ты – добрая. Ты ведь пустила меня к себе жить. Пустила незнакомого человека к себе в дом…
Марина. А ты в Москву зачем подалась?
Лариса. Это личное…
Фрида Моисеевна. У нас у всех личное. Говори, деточка, это твое последнее слово.
Лариса. Хорошо. Я приехала из Белоруссии. Я хотела выйти замуж…
Алмаз. А что в Белоруссии мужики перевелись?
Лариса. Во всей Белоруссии – нет, а в нашем городке хорошие парни редкость. Пьют много, грубые. А мне хотелось настоящего…
Марина. Принца на белом коне, богатенького папика! Все вы об этом мечтаете.
Лариса. Да что вы понимаете! Здесь столько интересных людей, талантливых, замечательных! И даже в Капотне. Да, Альбина, в твоей Капотне тоже много чудесных людей. Просто ты их не замечаешь, а я вижу. А сколько уникальных людей я вижу каждый день на экскурсиях!
Альбина. Марину, например…
Лариса. Да, и Марина замечательная. Просто она – глубоко несчастный человек.
Рута. Конечно, она несчастная, а мы все счастливчики!
Альбина. Мы не виноваты в ее несчастьях.
Лариса. Мы виноваты… Потому что думаем только о себе. Мы не хотим даже понять почему она так с нами поступает, почему так плохо думает и говорит. Ведь мы должны быть друг для друга светом, помощью в нужде и горе, поддержкой, когда истощаются силы… А мы? Мы знаем только себя и нам неинтересно что происходит с нашим соседом. Не для всех открыто наше сердце! Это не она, а мы ее судим.
Марина. Не поняла…
Лариса. Мы ее осуждаем…
Алмаз. Нет, мы ей должны спасибо сказать.
Лариса. Мы осуждаем, но вместо этого нужно попытаться увидеть ее положительные черты: что она делает правильно, что в ней хорошего…
Фрида Моисеевна. Просто какой-то стокгольмский синдром.
Регина Брониславовна. А это не заразно?
Рута. Мама… Не бойся, не заразно. Это когда жертва начинает испытывать симпатию к своему мучителю.
Тарас. Она что в нее влюбилась?
Глафира. Круто…
Лариса. Марина не мучитель!
Алмаз (перебивает Ларису). Нет, она – добрая Снегурочка!
Лариса. Пожалуйста, дайте мне договорить! Марина не мучитель, она тоже жертва, такая же, как и мы. Она показала свою боль, раскрыла сердце, а мы отторгаем ее, мы не хотим ее понять…
Марина (сдавленным шепотом). Спасибо… (Садится на корточки)
Фрида Моисеевна (Ларисе). Вы закончили? Теперь моя очередь.
Алмаз (шепотом Светлане Петровне). Что-то нас не торопятся спасать…
Светлана Петровна. Что вы! Вы не знаете моего зятя. Помощь уже на подходе.
Тарас. Хорошо бы…
Фрида Моисеевна. Пока вы говорили я тоже подготовила свое последнее слово. Но скажу другое. Ведь другого повода не будет. (Пауза.) Многие из нас застали другую страну. В ней было много такого, что мы хотели исправить. Но было главное – человек человеку был друг, товарищ и брат. Это были не просто слова. Мы так жили и поступали. Мы все были воспитаны на чувстве братства и интернационализма. И что бы с нами не произошло, мы знали, что не останемся один на один со своей бедой. Я расскажу небольшой эпизод из своей жизни. Это было давно. Мы жили в стране, которой уже нет на карте мира. Шел 1973 год. Мне тогда было всего десять лет. Был сентябрь, только-только начался новый учебный год. Жизнь была прекрасна и полна больших надежд. Однажды вечером я обратила внимание, что моя старшая сестра как-то необычно грустна. Я спросила у нее что случилось, и она со слезами на глазах рассказала, что услышала по радио. В Чили произошел военный переворот. Убили президента и тысячи людей подверглись арестам и пыткам. На Национальном стадионе Сантьяго создали огромный концлагерь, где поместили тысячи людей. Среди них был легендарный певец чилийского коммунистического движения Виктор Хара. Его жестоко и долго пытали. Через тело певца пропускали электрический ток, били по лицу пистолетом, сломали пальцы, после чего раздробили обе руки — чтобы он уже никогда не мог играть на гитаре. Уже не в силах держать гитару Виктор Хара вместе со своими товарищами пел. Это был знаменитый Гимн сопротивления. Мы с сестрой горько плакали, словно потеряли близкого человека… Я почти не помню слов этой песни, но навсегда запомнила строчку припева: «Пока мы едины-мы непобедимы!»
Со своего места встает Инна и начинает петь.
Инна. Вставай и с нами пой свободный гимн
Со своего места встает Регина Брониславовна и подхватывает слова песни.
Регина Брониславовна. Такой народ в борьбе непобедим.
Со своего места встает Светлана Петровна и подхватывает слова песни.
Светлана Петровна. Нельзя молчать, когда земля в огне
Со своего места встают Алмаз и Тарас и подхватывают слова песни.
Алмаз, Тарас. Когда свободу ставят на колени
Со своего места встают Рута, Лариса и Альбина и подхватывают слова песни.
Рута, Лариса, Альбина. Только в полный рост имеешь право петь и выбор прост – победа или смерть.
Встают Глафира и Фрида Моисеевна. Все поют.
Пока мы едины-мы непобедимы!
Пока мы едины-мы непобедимы!
От пения просыпается Пассажир с багажом. Он видит такую картину: в стороне на корточках с гранатой в руке сидит Марина. Все остальные стоя плечом к плечу поют Гимн сопротивления. Пассажир с багажом набрасывается на Марину, пытаясь вырвать у него из рук гранату.
Пассажир с багажом. А, ну, барышня, дай сюда! Это тебе не игрушка!!!
Завязывается борьба, граната катится по салону. Все в ужасе кричат.
Марина (перекрикивает всех). Она не настоящая!!! Она не настоящая!!!
В салоне автобуса повисает звонкая тишина.
Глафира. Прикольно…
Алмаз. Так я был прав…
Лариса. Марина, зачем?
Фрида Моисеевна. Зачем все это?
Тарас. Пошутковала…
Светлана Петровна. Как вы могли!
Рута бросается к матери, которая держится за сердце.
Рута. Мама, мама, тебе плохо? Потерпи, я сейчас дам лекарство!
Регина Брониславовна. Все хорошо, деточка, все хорошо… Не волнуйся.
Марина. Простите… Это было не взаправду…
Пассажир с багажом (держит в руке гранату. Марине.) Да за такие шутки тебя убить мало!!!
Лариса. Марина, зачем?
Тарас. Ты скажи нам для чого тоби така шутка.
Алмаз. Да уж, будь добра, поясни, тем более, что с минуты на минуту здесь будут фсбэшники, служба спасения, МЧС… Так что пока не начался штурм автобуса говори, шутница.
Глафира (Светлане Петровне). Ба, послушай…
Светлана Петровна (не обращая на нее внимания). Нет, вы только подумайте, она нас запугала до смерти…
Глафира (перебивает Светлану Петровну). Ба, послушай меня!
Светлана Петровна (Глафире). Все уже закончилось, моя хорошая, все закончилось.
Альбина (Марине). Послушай, а ты точно в Капотне не жила? Тебе бы там понравилось…
Лариса (Альбине). Бина. Ну, зачем ты так? (Пассажиру с багажом. Отпустите ее! (Марина.) Зачем все это?
Марина. Я никого не хотела взрывать по-настоящему. Я только хотела, чтобы меня услышали. В газетах про таких как я не пишут, по ящику не показывают, мы для них не существуем. А таких – миллионы, и мы никому не нужны. Мы все – лишние люди, бедные люди без будущего. А Москва живет совсем по-другому. Москва как спрут затягивает в себя жителей малых и больших бесперспективных городов. И люди, как ручейки в море стекаются в столицу, оставляя родные гнезда, друзей, близких. Они как бы закрывают за собой дверь, забывая прошлое, алчно жаждая перспектив блестящего будущего. Но Россия это не только Москва! И я хотела сказать, что есть другая страна – где женщины горбатятся на трех работах, чтобы прокормить детей, где мужики беспробудно пьют от безысходности, где детей воспитывает улица, где закладки с наркотиками стали реалиями современной жизни! Да это и не жизнь… Никого убивать я не хотела, скорей бы на себя руки наложила…
Алмаз. Да, а мы тут по твоей милости в штаны…
Его перебивает Инна.
Инна. Говори за себя!
Тарас(Марине). Ты, дивонька беги звидсиля. Мабуть через пару-тройку хвилин на освобождать будут…
Фрида Моисеевна (в полголоса). Ложный вызов получается…
Глафира (кричит). А не было никакого вызова!
Светлана Петровна. Как не было, я сама слышала, мы все слышали… Ты позвонила папе и сказала…
Глафира (перебивает Светлану Петровну). Да, я сказала: «Папа, спаси, нас убивают!!!» Но я не звонила…
Тишина. Долгая пауза.
Пассажир с багажом. Ну раз все в порядке, то может экскурсию продолжим? А то я ничего кроме метро в белокаменной увидеть не успел…
Алмаз и все остальные громко изображают его храп. Все смеются.
Я что-то смешное сказал? (В зал). Товарищи, у нас еще есть время?
Звучит музыка гимна сопротивления. Все экскурсанты как ни в чем не бывало со смехом занимают свои места в автобусе, но возле Марины остаются Лариса, Глафира и Инна.