Недавно посмотрела в Камерном театре премьерный спектакль «Снегопад для Киры». Добротная пьеса Вячеслава Денисова, местами очень смешная. Прекрасная сценография и актерский ансамбль.
И все было бы хорошо, если бы не было так грустно. Ощущение грусти возникает где-то в середине спектакля. И в первую очередь потому, что сюжет чем-то очень напоминает знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром!»
Возникает устойчивое дежа-вю и отнюдь не в пользу «Снегопада». Ведь в «Иронии судьбы» главные герои – Надя и Женя, которых зритель по всем правилам хорошего сценария отождествляет с собой и сочувствует, учитель и врач. Несущие людям добро.
В «Снегопаде для Киры» зритель вынужден сопереживать кому бы Вы думали? Ни много ни мало рефлексирующему вору-домушнику! Именно он является главным героем спектакля.
А спектакль этот по словам режиссёра-постановщика, заслуженного артиста России, Игоря Голубева:
«О смелости, о чести, о представлении женщины, каким должен быть идеальный мужчина»…
И зритель невольно проглатывает такую подмену, ведь ситуации в пьесе комичные, смешные. Вот и смеемся. А не над собой ли?
Ведь по сути нам предлагается перевертыш, своего рода ремейк.
Обратите внимание, «выпуск нового товара, изделия с использованием старого дизайна».
Это целиком укладывается в голливудский подход к тексту, он не должен быть оригинальным. Ведь зритель, он же потребитель, гораздо лучше поведется на что-то знакомое и в его незамысловатом восприятии пазлы быстро сложатся в заданную картинку. Отсюда и повальная мода на всякого рода сиквелы и ремейки. Товар лучше продается!
Философия постмодернизма захватила все сферы жизни общества, включая и культурные ее составляющие. Ситуация в искусстве, а в частности в театре полностью постмодерна, поскольку последние десятилетия, как утверждают ученые, совершенно лишены самобытности и новизны; все ресурсы инноваций ограничены репродукцией и имитацией.
«Все в постмодернизме полностью зависит от репродукции, все – симуляция и симулякры, – провозгласил философ Жан Бодрийяр, который, в целом, называет культуру Запада «симуляцией», утверждая, что Запад не смог создать подлинно духовную надстройку. Он утверждает, что в современном обществе копия занимает место оригинала.
Вот и нам подают блюдо второй свежести в красивой упаковке по западному рецепту. Скушали? Замечательно! Посмеялись? Прекрасно! «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, несите ваши денежки…»
А то, что многовековые традиции русского театра остались в прошлом и нам готовят исключительно эрзац, это как?
Как же быть с тем, что, по словам Гоголя «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»?
Ничего подобного, «Театр — сильнейшее оружие, но, как и всякое оружие, о двух концах: оно может приносить великое благо людям и может быть величайшим злом». Так в свое время сказал великий Станиславский.
«Мы не сторонники разбоя: На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврешь — И делай с ним, что хошь!»
Ольга Сергеева.